Техника плавания

Обучение плаванию — базовые техники плавания!

Два самых главных упражнения при обучении плаванию.

Уважаемые любители плавания! Запомните! Нет важнее этих двух упражнений для новичка, который решил научиться плавать правильно! Потому что именно с их помощью вы приучите тело занимать в воде единственно правильную позицию, при которой сопротивление в воде будет минимальным.

У этих упражнений «говорящие» названия: • «Сосисочка» • «Стрелка» С помощью первого упражнения – «Сосисочки» – мы научимся расслабляться в воде, сливаться с ней, опираться на неё. Упражнение же «Стрелка» поможет выработать навык занимать единственно правильную позицию тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем.

Упражнение «Сосисочка». Стоя в воде по пояс нужно вдохнуть, расслабиться и погрузиться в воду лицом вниз. А после – повисеть так в воде на задержке дыхания.

При этом важно, чтобы все Ваше тело полностью расслабилось!!! Ваши ноги должны плетьми висеть в воде, ни в коем случае не опирайтесь на них! Но особенно важно, чтобы были расслаблены шея и голова! Повисев так в воде «сосиской», через 20-30 секунд мягко встаньте на ноги и поднимите голову из воды.

Смысл этого упражнения: Вы должны получить две точки опоры (внимание!) в воде: первая точка – Ваше лицо, вторая – грудь. При этих двух точках опоры Вам будет удобно совершать движения руками и ногами, каким бы стилем Вы не плыли в дальнейшем.

Потому что эти две точки опоры – это устойчивость, Ваш «фундамент» в воде! И не думайте пока, а как же я буду вдыхать?! Дыхание в плавании мы разберем позже!! Типичная ошибка взрослого человека, обучающегося плаванию: неумение с первого раза расслаблять голову при погружении в воду.

В чём причина? Рабочий день за компьютером, регулярное длительное напряжение, страх воды с детства. Поэтому посвятите этому упражнению столько времени, сколько понадобится для успешного его выполнения. При выполнении «Сосисочки» должны быть расслабленными шея, руки, голова, глаза и даже брови. Ещё один важный момент: глаза должны быть обязательно открытыми. Опытным путём многократно проверено: с закрытыми глазами упражнение выполняется намного хуже, чем с открытыми.

Упражнение «Стрелка». Важно! Позиция пловца в «Стрелке» является базовым положением тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем! Нет смысла разучивать какие-то другие элементы из этих стилей, если не научились правильно выполнять «Стрелку».

Все остальные движения из перечисленных стилей плавания словно «приклеиваются» к этому базовому положению. Итак, для выполнения этого упражнения нужно вытянуть руки перед собой. Лучше, если руки будут разведены параллельно друг другу, особенно если упражнение выполняется новичком. В таком положении обе руки опираются на воду.

Можно представить руки парой лыж, расположенных параллельно друг другу и упирающихся в лыжню, в нашем случае – на воду. Руки нужно держать на поверхности воды, не опуская их под воду и не поднимая полностью из воды. При этом одна нога изначально согнута и опирается в бортик. Сделайте вдох, опустите голову в воду «сосисочкой», взгляд направлен на дно.

И только после того, как мы ляжете грудью и головой на воду, подтяните вторую ногу к бортику и сделайте мягкий, упругий толчок. А после – проскользите так до полной остановки.

В чём смысл этого упражнения? Такая позиция тела в воде вызывает наименьшее сопротивление! А значит, чем чаще Вы будете приводить тело в такое эталонное положение во время скольжения при плывании брассом, кролем или баттерфляем, тем больше сил будете экономить! Но если начнете напрягать шею, и приподнимать лицо, туловище тут же начнет опускаться в воду, давать осадку «на корму». А в таком полувертикальном положении плыть значительно трудней. Если же голова не просто опускается в воду, но ещё и расслабляется, то начинает всплывать грудная клетка. При расслабленном лице мы на него и опираемся. В таком горизонтальном положении, являющимся базовым, плыть гораздо легче. А это нам и нужно!

Три ошибки при при выполнении «стрелки» Часто, освоив «Стрелку, новички, особенно дети, делают такую ошибку, как подпрыгивание при нырянии. Чем чревата такая ошибка? После такого прыжка голова уходит сразу же под воду.

И при этом, во-первых, в нос может попасть вода, а во-вторых, провалившись после прыжка под воду, новичок инстинктивно хочет поднять голову наверх.

А плыть в Стрелке с напряженно-приподнятой головой неправильно по причине, которую мы описали выше! При правильном подходе нужно вдохнуть, мягко положить лицо на воду, без прыжков, а потом оттолкнуться и второй ногой, подтянув её предварительно к бортику.

Вторая ошибка – это раздвинутые ноги во время скольжения, потому что они будут цепляться за воду и затормаживать продвижение в воде. После толчка от бортика держите ноги вместе, а носки вытяните. Третья ошибка не очень принципиальная, но обратить на нее внимание все-таки стоит: новичок зачастую при выполнении Стрелки держит руки впереди не прямыми, а полусогнутыми.

При обучении кролю на груди важно, чтобы руки были прямыми в момент их вывода вперед, в подготовительную позицию для гребка. А если при разучивании «Стрелки» руки недостаточно прямые, то потом будет происходить то же и при плавании кролем: Вы их будете выводить вперед полусогнутыми, а от этого длина гребка будет маленькой, недостаточной для хорошего и правильного скольжения. Именно поэтому «лыжи» у «стрелки» должны быть изначально прямыми. Держите руки прямыми!!

Повторение – Мать учения. Если у Вас есть возможность захватить с собой смартфон в бассейн, и, выбрав безопасное для него место, просмотреть еще раз материалы этого видео урока в режиме он-лайн, то эффект от занятий будет еще выше.

И будет очень здорово, если во время выполнения Вами упражнений, кто-нибудь сможет сделать их видеозапись. Просмотрев записанный материал, Вы сможете значительно быстрее устранить ошибки и научиться правильно выполнять Сосисочку и Стрелку. Два Главных упражнения при обучении плаванию.

А после – двигаться дальше! К следующим нашим урокам!!

Источник: https://swim4life.ru/my-blog/swimming-training-basic-swimming-techniques

Техника плавания

Положение тела. Тело пловца находится в горизонтальном положении и свободно лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду.

Движения ног. Ноги выпрямлены без напряжения и поочередно выполняют движения снизу вверх и сверху вниз. Опуская ногу, слегка сгибают ее в колене, а поднимая, выпрямляют. Ширина размаха ног не должна превышать 35 — 40 см. При правильной работе ног их движение оставляет пенистый след, а на поверхности воды мелькают только пятки пловца.

Движения рук. Из исходного положения — рука вытянута вперед — ее опускают вниз и, слегка сгибая в локте, производят гребок, доводя при этом руку до бедра. Затем ее мягко вынимают из воды и проносят вперед.

Около головы руку опускают в воду против одноименного плеча. Погружая руку, вытягивают ее вперед, и движение начинается снова. Рука в воздухе двигается быстрее, чем в воде. Поэтому, вынося одну руку, в тот же момент опускают в воду другую.

Благодаря этому непрерывно происходят гребки руками.

Дыхание. Для вдоха пловец должен повернуть голову в сторону.

Когда правая (левая) рука приближается к бедру, пловец поворачивает голову вправо (влево) настолько, чтобы щека касалась воды, а рот оказался над водой, и делает глубокий вдох.

Затем, одновременно с возвращением головы в исходное положение, делается выдох в воду. Выдох производится одновременно через рот и нос. Он должен быть полным и ровным.

Согласование движений рук и ног. При плавании способом «кроль на груди» ноги работают чаще, чем руки. В то время как руками делается два гребка, ногами производится несколько ударов.

Способ «кроль на груди без выноса рук» (рис. 2)

Положение тела. Тело пловца лежит в воде горизонтально. Голова находится над водой.

Движения ног такие же, как и в способе «кроль на груди».

Движения рук. Рука из исходного положения — вытянута вперед — опускается вниз по направлению к бедру, затем сгибается в локте и под водой вытягивается вперед. В то время, когда одна рука гребет, другая вытягивается вперед.

Читайте также:  Анекдоты о плавании, про бассейн и пловцов

Дыхание. В начале обучения вдох и выдох производятся над водой. По мере освоения этого способа выдох надо делать в воду, а вдох над водой. Вдох следует делать во время гребка одной рукой, выдох — во время гребка другой.

Способ «кроль на спине» (рис. 3)

Положение тела. Пловец лежит в воде горизонтально, голова опущена в воду, лицо обращено кверху.

Движения ног. Пловец производит непрерывные движения ногами снизу вверх и сверху вниз, слегка сгибая их в коленях.

При правильной работе ног на поверхности воды показываются только пальцы ног.

Движения рук. Рука из исходного положения —  вытянута за головой — отводится в сторону вниз и выполняет гребок. Доведя руку до бедра, ее вынимают из воды и через верх проносят по воздуху за голову, в начальное положение. В то время когда одна рука находится в воздухе, другая совершает гребок.

Дыхание. Дыхание производится над водой. Вдох делается в момент, когда рука начинает гребок, выдох занимает время, в течение которого та же рука совершает все остальные фазы движения.

Согласование движений рук и ног. Руки выполняют движения медленнее, чем ноги. На два гребка руками приходится несколько движений ног.

           

Способ «брасс на груди» (рис. 4)

Исходное положение. Тело пловца свободно лежит в горизонтальном положении на поверхности воды. Лицо опушено в воду. Руки вытянуты вперед ладонями вниз. Ноги прямые, соединены с возможно меньшим напряжением. Пятки находятся у поверхности воды.

Счет «раз». Из исходного положения прямые руки поворачивают ладонями наружу и делают гребок в стороны и немного вниз. Во время гребка голова поднимается над поверхностью воды настолько, чтобы рот находился над водой. В этот момент пловец делает вдох. Ноги остаются без движений, выпрямленными.

Счет «два». После гребка, не останавливаясь, обе руки одновременно сгибают в локтевых суставах, кисти поворачивают ладонями вниз, локти опускают и начинают вытягивать руки вперед. В то же время ноги сгибают в тазобедренных и коленных суставах и подтягивают их к телу. Голову опускают в воду в начинают делать выдох.

Счет «три». Руки вытягивают вперед. Ногами, предварительно приняв положение максимального поворота ступней наружу, выполняют движения разгибания и смыкания (гребок). Выдох продолжается в течение всего движения.

Счет «четыре». Руки и ноги вытянуты. Выдох заканчивается. Пловец скользит вперед. Пауза.

Источник: http://www.offsport.ru/plavanie/det/tehnika.shtml

Техника плавания

НОВОСТИ ГТО И ПОЛИАТЛОНА ВКОНТАКТЕ

Раздел «Техника плавания» поделен на четыре части: в первой выложены материалы, посвященные основам обучения плаванию. Они будут полезны спортсменам из других видов спорта, готовящихся к соревнованиям по летнему полиатлону. Методические пособия не могут полностью заменить консультацию опытного тренера, однако помогут избежать многих ошибок при подготовке к соревнованиям.

Перейти к первому разделу

Во второй части освещены более сложные методы для совершенствования техники в переводе фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov».
Перейти ко второму разделу

Во третьей части выложена литература, посвященная технике и методике обучения плаванию самых разных направлений: в вузах, для детей, в триатлоне.
Перейти к третьему разделу

Во четвертой части ссылки на 3D-модели плавания и Youtube-каналы, посвященные технике плавания.
Перейти к четвертому разделу

ОБГОНИТЕ ЛИ ВЫ ПОЛИАТЛОНИСТА В СВОЕМ ВИДЕ СПОРТА?

Основы плавания

Техника плавания описана в избранных главах из книги И. Л. Гончара «Основы и особенности техники спортивного и прикладного плавания»:

  • детальное описание техники четырех способов плавания: фазы гребка, согласование движений рук и ног, модели техники плавания, старты и повороты
  • разбор основных ошибок при обучении плаванию
  • критерии оценки пловцов по различным показателям

Основы и особенности техники спортивного и прикладного плавания (избранные главы)

Кроль на груди (вольный стиль)
Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед — вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30 и более градусов, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками.

Движения ногами: попеременные, встречные вверх — подготовительное движение и вниз — хлыстообразное, стопой от бедра — рабочее. Движения ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующее продвижению в воде.

Гребок руками: основное тяговое усилие создают поочередные попеременные гребки руками спереди — назад по криволинейной траектории как вдоль продольной оси тела, так и в различных плоскостях. Различают в гребке рукой — фазу захвата воды, основную часть гребка с поднятым локтем, выход руки из воды, пронос над водой с высоко поднятым локтем, вход руки в воду.

Дыхание: осуществляется в тесном контакте с работой рук.

Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох во время проноса руки, затем поворачивает голову вниз, а при гребке рукой выполняет выдох через рот и нос одновременно, что исключает возможность попадания воды в дыхательные пути. Вдох обычно выполняется пловцом под
«удобную руку» на 2 гребка руками, на 3 и более — в зависимости от решения поставленных задач.

Координация движений: при плавании кролем на груди различают согласование 6 ударов ногами с 2 гребками руками — шестиударный кроль, 4 ударов ногами с 2 гребками руками — четырехударный кроль, 2 ударов ногами с 2 гребками руками — двухударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.

Техника плавания кролем на груди (по Д.Е. Каунсилмену, 1982) 1 — одна рука, выпрямленная в локтевом суставе, начинает гребок. Другая, сгибаясь в локтевом суставе, выходит из воды локтем вверх, ноги выполняют попеременные «порхающие» движения вверх-вниз.

2 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе. Локоть удерживается в высоком положении.

3 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе до своего максимального угла и оказывается под грудью пловца. В этот момент рука, выполняющая подготовительное движение над водой, входит в воду впереди пловца на ширине его плеча.

4 — в то время, когда рука почти завершила гребок, голова поворачивается лицом в сторону для вдоха.

5 — во время выхода руки из воды выполняется вдох (через рот).

Ошибки при обучении способу плавания кроль на груди и способы их устранения

ОшибкиПричиныПоследствияКак исправить

Основные ошибки в положении туловища и головы
Голова поднята высоко над водой Туловище прогнуто Высокое положение головы над водой, обусловленное боязнью опустить голову в воду или неумением правильно дышать Увеличивается миделево сечение. Возрастает лобовое сопротивление. Нарушается нужная координация, так как мышцы шеи плечевого пояса и спины сильно напряжены Плавание на одних ногах, с вытянутыми вперед руками и опущенной головой. Смотреть вниз или даже назад. При плавании кролем в полной координации взгляд фиксировать на ноги: смотреть вниз — назад. Обучаться дыханию
Туловище согнуто в тазобедренных суставах Чрезмерное напряжение мышц туловища Увеличивается сопротивление, вследствие неправильного положения бедер Упражнения в скольжении на груди со свободными движениями ног кролем
Туловище отклоняется влево и вправо (извивается — «рыскает») Неправильно выполняется фаза входа рук в воду Возрастает величина пути. Увеличивается общее сопротивление Закреплять двигательный навык на суше и в воде путем правильного выполнения упражнения
Голова сильно опущена в воду Слабый контроль за положением головы. Глаза закрыты Высокое положение таза, неэффективная работа ногами. Затрудняется дыхание. Возрастает сопротивление Плавать с поднятой головой в серии тренировочных заданий. Плавать с задержкой дыхания, при этом смотреть вперед
Сильные колебания туловища относительно продольной оси тела Неумение держать равновесие: а) при повороте головы для вдоха сильный крен выполняет туловище;б) после погружения рук в воду кисти далеко заходят за среднюю линию тела, а локти проваливаются Увеличивается сопротивление воды Плавать с высоко поднятой головой. Плавать с помощью движений ногами и одной руки, вытянутой вперед. Плавать с задержкой дыхания на вдохе, следить за выполнением начала гребка Начало гребка выполнять с приподнятыми локтями
Резкое движение головой для вдоха Несвоевременный поворот головыдля вдоха Сбои дыхания Выполнять тренировочные упражнения на общую согласованность движений в способе с дыханием
Огромный угол атаки туловища (плавание стоя) Не работают ноги Значительно возрастает сопротивление, снижается скорость плавания Формировать навык работы ногами
Колебания тела пловца в вертикальной плоскости Сильная «вертикальная составляющая» в движениях руками; отсутствие должного ритма движений Значительное увеличение сопротивления Тренировочные задания на постановку гребка, особенно положения локтя(одного из важнейших требований)
Ошибки в движениях руками
Ошибки при входе руки в воду Ошибки в подготовительной части движения. Слабая подвижность в плечевых суставах Колебания тела на уровне линии плеч. Ошибки в фазе захвата Тренировочные задания на суше. Плавание с помощью движений ногами и одной рукой, вторая рука вытянута вперед.
Слишком продолжительный захват Стремление пловцов качественнее выполнить захват Увеличение «вертикальной составляющей». Уменьшение силы тяги в гребковом движении Взять под контроль при выполнении упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками
«Заваливание» локтя во время средней части гребка Ладонь как основная рабочая поверхность не выходит в оптимальное положение гребка. Уменьшается опора. Увеличиваются колебания тела Низкий уровень силовой подготовленности пловца Включить в тренировку силовые упражнения на суше и в воде. Взять под контроль эту часть движения при совершенствовании техники плавания
Укороченный гребок Низкий уровень силовой подготовленности пловца. Очень высокий темп движений Снижение скорости плавания Работать над качеством гребка
Гребок выполняется стороной Результат неверного обучения или отсутствия всякого обучения Снижается эффективность гребка, руки быстро утомляются Упражняться в гребковых движениях по элементами в полной координации. При этом следить за тем, чтобы движения кисти были бы прямолинейными
Медленный гребок Недостаточное развитие мышц плечевого пояса и спины Слабая тяга. Низкая скорость Специальные упражнения развивать мышцы плечевого пояса. Плавать короткие отрезки с высокой скоростью
Отставание кисти во время гребка Не выполняется основное требование гребка: нет высокого положения локтя Снижается эффективность гребка, уменьшается тяговое усилие Выполнять специальные силовые упражнения. Обращать внимание при совершенствовании техники плавания
Рука «шлепается» при входе в воду Ошибки в подготовительной части движения «Смазывание» начала гребка Выполнять специальные упражнения на изучение и совершенствование подготовительной части гребка на суше и в воде
Пронос над водой прямой руки Результат неверного обучения или отсутствия всякого обучения Ошибки в гребке, особенно в его начальной части Выполнять специальные упражнения
Ноги бьют по поверхности воды Излишнее сгибание ног в коленных суставах. Отсутствует движение ногами «от бедра» Падает эффективность движений ногами Плавать с помощью движений прямыми ногами. Упражняться в плавании с доской в руках. Плавать кролем с высоко поднятой головой
Ноги выполняют движения слишком глубоко Вялые движения ногами Растет сопротивление. Снижается скорость плавания Выполнять специальные упражнения на движения ногами
Амплитуда движений слишком велика Результат неверного обучения Падает эффективность движений ногами Взять под контроль амплитуду движений в работе над техникой
Стопы слабо подвижны Ограничена подвижность в голеностопных суставах Падает эффективность движений ногами Работать над увеличением подвижности в голеностопных суставах
Нет движения от бедра Занимающийся не понял задачи Низкая скорость. Возможно появление стоп на поверхности и обилие брызг Больше работать прямыми ногами. Плавать с доской. Плавать с высоко поднятой головой
Во время вдоха прекращается работа ногами Двигательный навык не закреплен Нарушается передача количества движения с одного звена на другое. Возрастает сопротивление Больше плавать «на одних ногах», закреплять навык непрерывной работы ногами
Поздний вдох Нарушена согласованность движений рук и дыхания Лицо погружается в воду — затрудняется дыхание. Нарушается вход в воду и захват, т.е. начало гребка Упражняться в согласованности движений руками и дыхания. Следить за тем, чтобы вдох выполнялся вмомент, когда тело наклонено максимально на бок, это совпадает с выходом руки из воды и началом ее проноса по воздуху
Чрезмерное напряжение мышц рук и ног Недостаточная специальная подготовленность Быстрое утомление, уменьшение скорости плавания Выполнение многочисленных заданий, варьируя при этом напряжение мышц рук и мышц ног
Длинный наплыв после погружения руки в воду Чрезмерное увлечение наплывом при обучении Нарушение равномерности в продвижении, снижение темпа плавания Выполнять различные упражнения для согласованности движений руками
Читайте также:  Техника погружения (ныряния) и передвижения под водой

Совершенствование техники плавания

Перевод (субтитры) разделов фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov», посвященных технике плавания:

  • принцип байдарочного весла и необходимые упражнения
  • принцип «Трех Р»: ритм, размах, расслабление
  • 12 особенностей стартов и поворотов Александра Попова
  • интервью с тренером Геннадием Турецким

Увеличить размер субтитровЕсли размер субтитров слишком мал войдите в полноэкранный режим просмотра видео, нажав на кнопку в правом нижнем углу окна видео в течение просмотра

Литература

Шейла Таормина. Секреты быстрого плавания (PDF 4Mb)
Шейла Таормина, участница сборной команды США на четырех Олимпиадах, рассказывает о том, как сделать гребок наиболее эффективным. Подводные фотографии чемпионов по плаванию подтверждают ее теорию, а описания тренировочных упражнений позволяют применить новые познания на практике.

Н. Ж. Булгакова.

Познакомьтесь — плавание (PDF 2Mb)
В этой книге представлены: материал, характеризующий разностороннее влияние плавания на организм человека; краткая история развития данного вида спорта и техника спортивных способов плавания; «идеал» элитного пловца (особенности его телосложения, силовая и функциональная подготовленность,уровень развития гибкости и др.

); современные средства подготовки сильнейших пловцов (тренажерные устройства, специальные бассейны — гидротредбан, специальные приспособления для развития силы в воде, комплексы специальной гимнастики пловца), с помощью которых были воспитаны рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы — Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов, Денис Панкратов, Евгений Садовый и другие известные российские пловцы.

В. И. Зернов. Плавание (PDF 3Mb)
В пособии обобщен материал организации процесса обучения плаванию и формирования навыка плавания. В пособии собрано более 700 упражнений для обучения технике плавания.

А. Д. Викулов. Учебное пособие для вузов (PDF 4Mb)
Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание».

Большое внимание уделено методике обучения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые правила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ.

Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.

Джо Фрил. Библия триатлета (PDF 5Mb)
Книга в основном ориентирована на подготовку к триатлону. Но будет интересна и в полиатлоне, т. к. в ней изложены принципы тренировки, их периодизация, правильное питание, наращивание выносливости, растяжка, восстановление, профилактика травм.

3D модели и Youtube-каналы техники плавания

3D-модели

Канал SwimLabs

Канал SwimTechnique TV

Канал Speedo

Источник: http://polyathlon-russia.com/coach-library-swimming

Техника плавания (стр. 1 из 4)

Введение

Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений.

Это – эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек.

Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры.

Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спортом и бегом, потому что оно тесно связано с трудов, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер.

«Известно, что лучшими пловцами среди первобытных народов были жители Южной и Центральной Европы, Ав­стралии, Южной Америки, островов Тихого океана. О распространении плавания среди мужчин, главным образом среди воинов, а также и среди женщин, свидетельствуют рисунки на стенах храмов, вазах, ювелирных изделиях древних Вавилона, Египта, Ассирии.

На рисунках изображены люди, выполняющие движения, похожие на движения плавания саженками, брассом и дельфином.

Наибольшего развития плавание достигло во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культурным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Плавание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр.

Начиная с 133 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнования по плаванию. Лучшими пловцами Греции считались жители островов Делос, Левкал и города Анфедона.

При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания.

Читайте также:  Как сделать бетонный бассейн? гидроизоляция чаши бассейна из бетона

Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искусными пловцами.

В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством славянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять. По словам византийского» военачальника Маврикия (VI в. н. э.

), «славяне способны переправляться через реки потому, что они больше, и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде.

Славяне, со свойственной им смекалкой, с целью обмануть противника ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды. Это они могут выдержать долгое время так, что совершенно нельзя догадаться об их присутствии».

Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от русских моряков требовалось полное освоение «вольного моря», в том числе умение отлично плавать и Долго держаться на воде.

Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обучение плаванию было введено в программу учебных дисциплин сначала в Морской академии, а затем и в других военных училищах.

Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки.

В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов.

В данном реферате автор рассмотрит технику следующих способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс на груди. При изучении вышеперечисленных способов плавания, будут рассмотрены: положение тела и головы, техника работы рук, техника движения ног, техника дыхания и общая координация движения.

1. Кроль на груди

Кроль на груди — самый быстрый способ передвижения человека в воде. При хорошо освоенных движениях кролем можно переплывать большие расстояния и не ощущать усталости в мышцах. Ритмичное дыхание создает благоприятные условия для достаточного насыщения крови кис­лородом.

Кроль на груди как спортивный способ плавания сформировался в начале нашего века. В 1898 году в австралийском городе Бранте Алек Викхем на соревнованиях проплыл стоярдовую дистанцию с высокой для того времени скоростью.

Его руки выполняли попеременные гребки и проносились над водой, согнутые в локтях. Ноги работали вертикально, тело лежало на воде плоско, с высоко поднятой головой.

Один из известных тогда тренеров по плаванию Джордж Фармер воскликнул: «Смотрите на этого ползущего ребенка!» По-английски «ползти» звучит «кроул». Считается, что с этих пор и появилось название этого способа.

Стиль Алека Викхема начал быстро распространяться в Австралии. В 1902 году австралиец Дик Кэвилл уже демонстрировал кроль в Европе. Однако стиль Кэвилла имел отличительную особенность: он делал по воде два удара ногами при сильном разгибании коленей. Каждый удар согласовывался с началом гребка противоположной руки.

Стиль Кэвилла стал называться в Европе австралийским кролем.

На Олимпийских играх в 1904 году американец Чарлз

Даниэльз выиграл дистанцию 40 ярдов, применив австралийский кроль, но с малой амплитудой движений ног. Заметный вклад в развитие кроля внес американец, уроженец Гавайских островов Д. Каханомоку. В Стокгольме

в 1912 году он победил на стоярдовой дистанции с высоким для того времени результатом — 1.03,4 с. Особенностью стиля Каханомоку была, работа ног, отличавшаяся мягкими быстрыми движениями, с небольшими сгибаниями коленных суставах. Такая работа ног обеспечивала равномерное продвижение тела вперед.

Применяя этот же стиль, Дюк Каханомоку одержал победу на стоярдовой дистанции и на Олимпиаде 1920 года. На этой же Олимпиаде австралиец Н. Росс, победитель на дистанциях 400 и 1500 ярдов, продемонстрировал новый вариант австралийского кроля. Он первым применил многоударный вариант согласования движений рук и ног, при котором на два гребка руками выполнялось шесть ударов ногами.

В 1922 году американец Джони Вейсмюллер показал технику кроля, близкую современной. Этот выдающийся пловец преодолевал дистанцию 100 м с феноменальным результатом для того времени — 57,4 с. Он был победителем;': Олимпийских игр 1924 и 1928 годов, установив мировые рекорды на дистанциях от 100 до 800 м.

Джони Вейсмюллер был известен и как киноактер, снимавшийся в 30-х годах в многосерийном фильме «Тарзан». Его атлетическое телосложение, отличная физическая подготовка позволили создать образ юноши, способного ловко передвигаться по ветвям деревьев и, что самое удивительное, плавать быстрее нильских крокодилов.

Благодаря, высокой скорости передвижения кроль на груди стал наиболее распространенным способом плавания. В соревнованиях вольным стилем кролем плавают дистанции 100, 200, 400, 800 и 1500 м.

Кроме того, этим способом плавают в эстафетах 4 x 100 и 4 x 200 м. Он входит в комплексное плавание на 200 и 400 м и в комбинированную эстафету 4 x 100 м.

Кролем плавают сверхдлинные дистанции и при сдаче норм комплекса ГТО.

В современном кроле тело находится у поверхности воды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз.

При таком положении туловища появляется так называемый угол атаки, способствующий возникновению подъемных сил, уменьшающий миделевое сечение пловца, его гид­родинамическое сопротивление. Угол атаки определяется как угол между продольной осью тела и горизонталью.

В кроле на груди он может быть равным 3—5°. На спринтерских дистанциях угол больше, чем на длинных дистанциях. Положение головы в кроле естественное, она располагается в плоскости туловища. Туловище при выполнении гребковых движений не только движется вперед.

Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23 – 25° в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туловища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками.

Работа ног при этом способе плавания, несмотря на кажущуюся простоту, является сложной кинематической цепью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы.

Доказательством этого могут служить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практически не уставая.

И наоборот, неправильные движения вызывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед.

Движения ног в кроле на груди совершаются попеременно в вертикальной плоскости (рис. 1). Когда одна нога делает удар, другая начинает подготовительное движение. Ударное движение (его еще называют гребковым) производится вниз, а подготовительное— вверх.

Анализ кинематики движения ног надо начинать из исходного положения, когда закончился удар. В этом положении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и находятся под определенным углом к туловищу пловца.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В первой фазе движение совершается прямой ногой по достижению ею горизонтального положения. В этот момент мышцы бедра расслаблены и работают главным образом ягодичные мышцы. Для второй фазы характерно изменение направления движения бедра.

Бедро в начале останавливается, а затем колено начинает опускаться вниз. Стопа в этот момент продолжает движение вверх до положения, когда пятка сравняется с поверхностью воды или немного поднимется выше ее.

В этой фазе мышцы ног отдыхают, Они максимально расслаблены, идет подготовка к ударному движению

В

рис.1

ударном движении также различаются две фазы. В первой фазе ударного движения бедро с нарастающей скоростью движется вниз и колено занимает крайнее нижнее положение. Голень также движется вниз, но по скорости отстает от движения бедра.

Нога сгибается в коленном су­ставе на 10—15°, а стопа принимает вытянутое положение носком вовнутрь. В этой фазе часто встречается вариант движения бедра вниз без сгибания в коленном суставе. Такое движение характерно для людей с сильными мышцами бедра и с небольшой длиной бедра и голени.

Во второй фазе ударного движения бедро меняет направление, поднимаясь вверх, а голеностоп продолжает движение вниз.

Источник: http://MirZnanii.com/a/225918/tekhnika-plavaniya

Ссылка на основную публикацию